Администрация посёлка городского типа Уренгой
Вопрос - ответ. Разъяснения специалистов некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в ЯНАО"
Вопросы и ответы
В соответствии со статьей 18 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 марта 2014 года № 11-ЗАО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» (далее – Закон № 11-ЗАО) очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из следующих критериев:
— дата ввода в эксплуатацию многоквартирного дома;
— степень физического износа конструктивных элементов и инженерных систем, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме.
При этом согласно части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации, как и прежде, собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта в любое время. Региональная программа капитального ремонта устанавливает лишь предельные сроки проведения отдельных видов работ по капитальному ремонту.
Условия предоставления мер государственной поддержки капитального ремонта определены статьей 13 Закона № 11-ЗАО.
Государственная поддержка осуществляется за счет средств окружного бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление мер государственной поддержки является правом, а не обязанностью органов государственной власти.
Порядок отбора получателей государственной поддержки капитального ремонта и определения объема софинансирования проведения капитального ремонта утверждается Правительством автономного округа.
При этом меры государственной поддержки капитального ремонта в рамках реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах могут предоставляться независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Кроме того, согласно статье 174 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники для обеспечения проведения мероприятий по капитальному ремонту вправе использовать привлеченные средства, например, в виде заемных средств. Также собственники вправе принять решение о сборе средств на проведение капитального ремонта в виде разовых взносов.
В соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации средства фонда капитального ремонта, сформированного за счет взносов собственников помещений в многоквартирных домах, могут быть использованы исключительно для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в этих многоквартирных домах.
При этом собственникам предоставлено право выбора – формировать фонд капитального ремонта на счете регионального оператора либо на специальном счете, владельцем которого на общем собрании собственники могут выбрать товарищество собственников жилья, жилищный или иной специализированный кооператив, управляющую организацию, а также регионального оператора.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете собственникам следует учитывать, что они несут ответственность за своевременное проведение работ по капитальному ремонту, в том числе за сбор средств в объеме, необходимом для проведения капитального ремонта в их многоквартирном доме в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта.
Региональный оператор даже в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта многоквартирного дома, формируемого на его счете, обязан провести капитальный ремонт в данном доме в соответствии с условиями региональной программы капитального ремонта и краткосрочного плана ее реализации.
Статьей 183 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что региональным оператором по запросу лиц, ответственных за управление многоквартирным домом, а также лиц, уполномоченных решением общего собрания действовать от имени собственников многоквартирного дома, предоставляются сведения о размере начисленных и уплаченных взносов на капитальный ремонт каждым собственником дома, задолженности по их оплате, размере уплаченных процентов, о также сведения о размере средств, направленных на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такие сведения предоставляются в случае, если собственники домов аккумулируют средства капитального ремонта на счете регионального оператора.
В случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете информация о сумме зачисленных платежей, об остатке средств на специальном счете и обо всех операциях по данному счету предоставляется по требованию любого собственника многоквартирного дома банком, в котором открыт специальный счет, или владельцем специального счета: управляющей компанией, товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, а также региональным оператором в случае, если специальный счет открыт на его имя (статья 177 ЖК РФ).
На основании статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт при условии, что их многоквартирный дом включен в региональную программу капитального ремонта.
В случае неисполнения возложенной на собственников обязанности по уплате обязательных ежемесячных взносов на капитальный ремонт данные денежные средства, а также проценты, начисленные за несвоевременную уплату взносов, будут взыскиваться с собственников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Размер пени равен одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона № 11-ЗАО минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах устанавливается постановлением Правительства автономного округа на трехлетний период реализации региональной программы капитального ремонта с разбивкой по годам.
В соответствии с частью 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме при условии включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
Взносы на капитальный ремонт входят в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В связи с этим Жилищным кодексом Российской Федерации механизм предоставления субсидии отдельным категориям граждан распространяется и на данный вид платежей.
Понятие капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме раскрывается в статье 1 Закона № 11-ЗАО.
Под капитальным ремонтом понимается проведение работ и (или) оказание услуг по устранению неисправностей и изношенности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе по его восстановлению или замене, в целях улучшения эксплуатационных характеристик общего имущества в многоквартирном доме и обеспечения безопасности проживания граждан в многоквартирном доме.
Перечень работ и (или) услуг, выполнение которых финансируется за счет средств фонда капитального ремонта, установлен частью 1 статьи 21 Закона № 11-ЗАО и включает на сегодняшний день 12 наименований.
При этом в случае, если собственниками будет принято решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный платеж, часть фонда капитального ремонта, сформированная за счет превышения, по решению общего собрания собственников может использоваться на финансирование любых других работ и (или) услуг по капитальному ремонту.
В соответствии с частью 2 статьи 174, статьей 184 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции региональный оператор обязан направить средства фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции этого многоквартирного дома на основании решения собственников помещений в этом многоквартирном доме о его сносе или реконструкции в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Вышеуказанные правоотношения регулируются постановлением Правительства автономного округа от 25 апреля 2014 года № 326-П «Об утверждении Положения о порядке выплаты владельцем специального счёта и (или) региональным оператором средств фонда капитального ремонта собственникам помещений в многоквартирном доме и порядке использования средств фонда капитального ремонта на цели сноса или реконструкции многоквартирного дома, расположенного на территории Ямало-Ненецкого автономного округа».
Согласно вышеуказанному правовому акту собственникам осуществляется возврат средств фонда капитального ремонта, оставшихся после оплаты всех видов работ и (или) услуг по сносу или реконструкции данного многоквартирного дома.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли решение о сносе данного дома и снос многоквартирного дома был осуществлен органом местного самоуправления путем выкупа жилых помещений, то средства фонда капитального ремонта перечисляются данному органу местного самоуправления.
Жилищным законодательством предусмотрено использование средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, на финансирование работ по капитальному ремонту в других многоквартирных домах.
Такое использование средств осуществляется на возвратной основе и лишь в случае, когда собственники вышеуказанных домов формируют фонды капитального ремонта на счете регионального оператора.
Если собственники помещений не согласны с применением данного механизма, то им необходимо принять решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете.
В настоящее время федеральным законодательством индексация, уплаченных собственниками взносов на капитальный ремонт не предусмотрена.
Минимальный размер взноса устанавливается субъектом Российской Федерации и может изменяться не чаще чем один раз в три года. Основанием для изменения указанного размера может быть как увеличение минимального перечня работ, так и изменение стоимости проведения капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе самостоятельно принять решение об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем минимальный размер взноса, установленный в автономном округе (часть 8.2 статьи 156 ЖК РФ).
Кроме того, в соответствии с частью 4 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации на формирование фонда капитального ремонта по решению собственников могут направляться доходы от передачи в пользование объектов общего имущества в многоквартирном доме, средства товарищества собственников жилья, в том числе доходы от хозяйственной деятельности товарищества собственников жилья.
Проценты, начисленные кредитными организациями за пользование денежными средствами собственников, находящимися на специальном счете, также образуют фонд капитального ремонта и могут быть использованы на финансирование работ по капитальному ремонту (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники многоквартирного дома при рассмотрении вопросов о проведении капитального ремонта в их доме должны на общем собрании определить лицо, которое от имени всех собственников будет уполномочено участвовать в приемке выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
По вопросам включения многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта рекомендуем собственникам обращаться в уполномоченные органы местного самоуправления автономного округа либо к уполномоченным лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом.
Если многоквартирный дом соответствует критериям, установленным федеральным и региональным законодательством, то он будет включен в региональную программу при ее актуализации.
По состоянию на 01 января 2015 года в региональную программу капитального ремонта включено 399 многоквартирных домов, расположенных на территории администрации муниципального образования город Новый Уренгой.
Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете является активной формой управления своими средствами.
Основными преимуществами является самостоятельный выбор банка, на счете которого будут храниться средства, а также самостоятельный выбор подрядной организации, которая будет осуществлять капитальный ремонт.
Однако данный способ формирования фонда капитального ремонта – это и высокая степень ответственности за организацию проведения капитального ремонта, обеспечение его финансирования, а также контроль за своевременностью и качеством выполненных работ.
При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники обязаны обеспечить сбор средств на капитальный ремонт в том размере, в каком их должно хватить на проведение капитального ремонта в объеме и в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта.
В случае недостаточности средств собственники многоквартирных домов должны быть готовыми к тому, что потребуется уплата дополнительных взносов на проведение ремонтных работ общего имущества многоквартирного дома либо необходимо будет принять решение об обращении в кредитные организации за получением займа.
В соответствии с частью 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в доме по предложению лица, осуществляющего управление домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в доме, регионального оператора либо по собственной инициативе.
При этом необходимо учесть, что решением общего собрания собственников о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должны быть в частности утверждены источники финансирования капитального ремонта (часть 5 статьи 189 ЖК РФ).
Частью 2 статьи 158 Жилищного кодекса установлено, что расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников.
Фонды капитального ремонта формируются из вносов на капитальный ремонт, процентов за задержку уплаты собственниками таких взносов и банковских процентов, начисляемых на сумму взносов (в случае, если фонд капитального ремонта формируется на специальном счете) (часть 1 статьи 170 ЖК РФ).
К иным источникам финансирования капитального ремонта, прямо упомянутым в законе, относятся в частности дополнительные взносы, уплачиваемые собственниками в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 158 Жилищного кодекса, заемные средства кредитных организаций, средства государственной и муниципальной поддержки капитального ремонта.
Следовательно, собственники вправе на своем общем собрании принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в доме ранее сроков, установленных региональной программой капитального ремонта.
Региональная программа устанавливает лишь предельные сроки проведения отдельных видов работ по капитальному ремонту.
Региональная программа капитального ремонта формируется на срок с 2016 по 2045 годы и подразделена на пять шестилетних периодов проведения капитального ремонта в многоквартирных домах. При этом один дом может указываться в региональной программе несколько раз в разные периоды с учетом межремонтных сроков и данных о ранее проведенных работах по капитальному ремонту в этом многоквартирном доме.
Таким образом, уплата взносов после проведения ремонта необходима для формирования фонда капитального ремонта на проведение новых работ в будущих периодах. Кроме того, указанные взносы могут быть использованы на покрытие задолженности в случае, если ранее произведенный ремонт ввиду нехватки финансовых ресурсов был произведён с использованием заемных средств либо средств фонда других многоквартирных домов.
В соответствии с жилищным законодательством обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт многоквартирного дома возникает у собственников помещений в этом доме, в том числе собственников, являющихся публично-правовыми образованиями. От имени собственников обязанность по уплате взносов исполняют соответствующие органы государственной власти.
Способ формирования фонда капитального ремонта может быть изменен в любое время на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Порядок изменения способа формирования фонда капитального ремонта определен статьей 173 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По вопросам предоставления мер социальной поддержки в случае превышения максимально допустимой доли собственных расходов собственников на оплату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оплату взноса на капитальный ремонт, следует обращаться в территориальные органы социальной защиты населения по месту жительства или в департамент социальной защиты населения автономного округа.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений многоквартирного дома прямо установлена статьей 169 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Закона № 11-ЗАО, таким образом, решение общего собрания собственников не платить взносы является неправомерным.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом.
Владельцы квартир в новостройках также должны уплачивать взносы на капитальный ремонт при условии включения их многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта.
По достижении минимального размера фонда капитального ремонта собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании вправе принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт за исключением собственников, которые имеют задолженность по уплате этих взносов.
Минимальный размер фонда капитального ремонта в отношении многоквартирных домов, собственники помещений в которых формируют указанные фонды на специальных счетах, устанавливается как доля в размере тридцати процентов от оценочной стоимости капитального ремонта такого многоквартирного дома, включающего все услуги и (или) работы, входящие в минимальный перечень.
Согласно статье 23 Закона № 11-ЗАО привлечение региональным оператором, органами местного самоуправления, муниципальными бюджетными учреждениями подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на конкурсной основе в соответствии с порядком, установленным Правительством автономного округа. В настоящий момент данный правовой акт находится в разработке.
При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете собственники обязаны обеспечить сбор средств на капитальный ремонт в том размере, в каком их должно хватить на проведение капитального ремонта в объеме и в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта.
В случае недостаточности денежных средств для выполнения работ по капитальному ремонту в установленный срок собственникам необходимо самостоятельно определить источник его финансирования, например, за счет увеличения размера взносов на капитальный ремонт, средств в виде единовременных взносов собственников, либо за счет привлечения кредитных (заемных) средств.
При этом независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта в целях своевременного проведения капитального ремонта им могут быть предоставлены меры государственной поддержки при соблюдении условий, установленных статьей 13 Закона № 11-ЗАО.
При обнаружении собственниками ошибок или неточностей в платежном документе рекомендуем обратиться к уполномоченным лицам, осуществляющим управление многоквартирным домом, либо в учреждение, на которое возложена обязанность по выставлению платёжных документов на оплату взноса на капитальный ремонт. По данному вопросу собственники также могут обратиться к региональному оператору.
Сбор средств зависит не от способов управления многоквартирным домом, а от способов формирования фонда капитального ремонта.
В случае если собственники помещений в многоквартирном доме выбрали способ формирования фонда капитального ремонта на счёте регионального оператора, то в соответствии со статьей 171 Жилищного кодекса взносы на капитальный ремонт уплачиваются на основании платежных документов, представленных региональным оператором, в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Собственники, формирующие фонд капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя управляющей компании, ТСЖ или жилищного кооператива, самостоятельно выбирают способ оплаты взноса на капитальный ремонт и несут расходы на выпуск платёжных документов.
Согласно части 2 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в доме по собственной инициативе.
При этом на общем собрании собственники должны определить и утвердить перечень работ по капитальному ремонту, смету расходов на капитальный ремонт, сроки его проведения и источники финансирования, а также лицо, уполномоченное от имени всех собственников участвовать в приемке работ по капитальному ремонту и подписывать соответствующие акты (часть 5 статьи 189 ЖК РФ).
В случае если формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора, собственники при принятии решения о проведении капитального ремонта не вправе использовать средства, накопленные в фонде капитального ремонта. В указанном случае на регионального оператора не может быть возложена обязанность по организации проведения капитального ремонта.
Однако если до наступления установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах срока проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме были выполнены отдельные работы по капитальному ремонту общего имущества в данном многоквартирном доме, предусмотренные региональной программой капитального ремонта, и при этом повторное выполнение этих работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуется, средства в размере, равном стоимости этих работ, засчитываются в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно части 4 статьи 13 Закона № 11-ЗАО, государственная поддержка капитального ремонта за счет средств окружного бюджета не оказывается в случае, если собственники помещений приняли решение о переносе срока капитального ремонта с предусмотренного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на более ранний.
Юридической и технической базой для определения износа многоквартирного дома служат Ведомственные строительные нормы ВСН 53-86(р) «Правила оценки физического износа жилых зданий», утвержденные приказом Госстроя СССР от 24 декабря 1986 года № 446, а также Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170.
Признание дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Здравствуйте!
Проведение капитального ремонта в Вашем доме в соответствии с региональной программой запланировано в следующих периодах (по видам работ):
в 2016-2021 годах – замена лифтового оборудования;
в 2022-2027 годах – ремонт внутридомовых инженерных систем, установка общедомовых приборов учета, разработка проектной документации по капитальному ремонту; услуги по строительному контролю, проведение государственной экспертизы проектных работ;
в 2028-2033 годах – утепление и ремонт фасада, ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем;
в 2040-2045 годах – ремонт внутридомовых инженерных систем.
За разъяснениями по вопросу капитального ремонта Вашего дома в 2015 году рекомендуем обратиться в управляющую компанию, которая занимается обслуживанием и содержанием Вашего многоквартирного дома, в случае отсутствия разъяснений — в уполномоченный орган Администрации города Новый Уренгой.
Спасибо за вопрос.
Здравствуйте!
Согласно региональной программе капитального ремонта проведение работ в Вашем доме запланировано в следующие периоды:
2016-2021 годы — замена лифтового оборудования;
2022-2027 годы — утепление и ремонт фасада, ремонт крыши, ремонт внутридомовых инженерных систем, установка общедомовых приборов учета, разработка проектной документации по капитальному ремонту, услуги по строительному контролю, проведение государственной экспертизы проекта;
2028-2033 годы – ремонт внутридомовых инженерных систем;
2040-2045 годы – ремонт внутридомовых инженерных систем.
В ремонт внутридомовых инженерных систем входит: -электро, -тепло, -газо,
-водоснабжение, -водоотведение.
Спасибо за вопрос.
Здравствуйте!
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт собственниками помещений установлена жилищным законодательством (статья 169 ЖК РФ). В ЯНАО такая обязанность возникнет у собственников с 01.10.2015.
Не уплачиваются взносы в следующих случаях:
— дом признан аварийным и подлежащим сносу;
— земельный участок, на котором расположен дом, и все жилые помещения в нем изымаются для государственных или муниципальных нужд;
— физический износ крыши, стен, фундамента дома превышает 70 %.
Спасибо за вопрос.
Здравствуйте!
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона ЯНАО от 28.03.2014 № 11-ЗАО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа» владелец спецсчета в течение 5 рабочих дней с момента его открытия должен представить в орган государственного жилищного надзора автономного округа уведомление о выбранном способе формирования фонда капитального ремонта, копию протокола общего собрания, копию технической документации МКД, справку из банка об открытии специального счета.
Указанные документы Вам необходимо направить в департамент государственного жилищного надзора ЯНАО по адресу: 629007, г. Салехард, ул. Мира, 2 «а».
Спасибо за вопрос.
Здравствуйте!
Проведение работ по капитальному ремонту в Вашем доме крыши, ремонту и утеплению фасада, ремонту внутридомовых инженерных систем запланировано в период 2034-2039 годов.
Ознакомиться с региональной программой можно на сайте Фонда в разделе «Программа».
Спасибо за вопрос.